Женская грудь в культуре и искусстве.
В древности, пытаясь объяснить суть явлений и устройство мира, люди приписывали женской груди магическую силу. А художники и поэты воспевали в своих произведениях эту часть женского тела, говоря о ее красоте и роли в жизни человечества.
В доисторическую эпоху на разных концах Земли фигурки женщин с огромной грудью и широкими бедрами были предметом культового почитания, поскольку изображали так называемых домашних богов. Считалось, что от их благорасположения зависит жизнь и судьба обитателей жилища.
Археологи повсеместно натыкаются на свидетельства поклонения женщине, такие как наскальные рисунки, сосуды, статуи и маленькие скульптуры из камня, глины, окаменевшего дерева, металла и пр. Изображения женщин с открытой грудью встречаются среди артефактов, найденных на территории современной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Некоторые из них созданы примерно за 15 000 лет до н. э.
Древнеиндийские храмы, построенные много тысячелетий назад, тоже украшены подобными изображениями.
Грудь (и грудное молоко) подчеркивалась в образах большинства женских божеств, которые олицетворяли любовь и плодородие и покровительствовали им.В связи с этим хочу остановиться на работе О. В. Горшуновой. В фундаментальном исследовании «Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии» автор убедительно доказывает, что гораздо раньше патриархальных религиозных воззрений существовала вера в главенство женского начала. На территориях, где сегодня распространено мусульманство, запрещающее человеческие изображения, при раскопках были найдены фигурки женских божеств с гипертрофированными формами. Процитирую отрывок из исследования: «Судя по фрагментам культовой керамики джейтунцев, наибольшей популярностью у них пользовался орнамент в виде волнистых полос, свободноспускающихся по тулову сосуда и напоминающих струи стекающей воды. Эти сосуды использовались для ритуальных церемоний, поэтому в орнамент, нанесенный на их поверхность, вкладывался особый религиозный смысл. Вода еще в период палеолита наделялась в сознании людей сакральной, живительной силой, о чем свидетельствуют и пещерное искусство (в частности, так называемые макароны – волнистые линии, нанесенные пальцами по глиняной поверхности), и многочисленные обряды и ритуалы, связанные с водной стихией, бытующие у ныне живущих охотников и собирателей. С появлением земледелия вода приобрела еще большее значение в жизни людей, чем и объясняется доминирование символа водной стихии в орнаменталистике неолита. В неолитическом искусстве в различных частях мира, как и в античной мифологии, запечатлевшей древнейшие представления людей о природе, водная стихия часто отождествляется с женским началом. В настенных росписях и керамике неолитических культур Евразии тесно переплетены мотивы дождя и материнского молока, а ритуальные чаши и вазы являлись обычной принадлежностью храмов, где отправлялся культ Великой богини-матери. Не только орнаменталистика ритуальных керамических сосудов джейтунской культуры, но и сама их форма, повторяющая контуры женской фигуры, дает основание считать, что почитание водной стихии в этой культуре было тесно связано с культом женского божества… Там же были обнаружены ритуальные фигурки женских божеств, которым поклонялись древние, с выраженными молочными железами и большими животами».
В древности, пытаясь объяснить суть явлений и устройство мира, люди приписывали женской груди магическую силу. А художники и поэты воспевали в своих произведениях эту часть женского тела, говоря о ее красоте и роли в жизни человечества.
В доисторическую эпоху на разных концах Земли фигурки женщин с огромной грудью и широкими бедрами были предметом культового почитания, поскольку изображали так называемых домашних богов. Считалось, что от их благорасположения зависит жизнь и судьба обитателей жилища.
Археологи повсеместно натыкаются на свидетельства поклонения женщине, такие как наскальные рисунки, сосуды, статуи и маленькие скульптуры из камня, глины, окаменевшего дерева, металла и пр. Изображения женщин с открытой грудью встречаются среди артефактов, найденных на территории современной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Некоторые из них созданы примерно за 15 000 лет до н. э.
Древнеиндийские храмы, построенные много тысячелетий назад, тоже украшены подобными изображениями.
Грудь (и грудное молоко) подчеркивалась в образах большинства женских божеств, которые олицетворяли любовь и плодородие и покровительствовали им.В связи с этим хочу остановиться на работе О. В. Горшуновой. В фундаментальном исследовании «Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии» автор убедительно доказывает, что гораздо раньше патриархальных религиозных воззрений существовала вера в главенство женского начала. На территориях, где сегодня распространено мусульманство, запрещающее человеческие изображения, при раскопках были найдены фигурки женских божеств с гипертрофированными формами. Процитирую отрывок из исследования: «Судя по фрагментам культовой керамики джейтунцев, наибольшей популярностью у них пользовался орнамент в виде волнистых полос, свободноспускающихся по тулову сосуда и напоминающих струи стекающей воды. Эти сосуды использовались для ритуальных церемоний, поэтому в орнамент, нанесенный на их поверхность, вкладывался особый религиозный смысл. Вода еще в период палеолита наделялась в сознании людей сакральной, живительной силой, о чем свидетельствуют и пещерное искусство (в частности, так называемые макароны – волнистые линии, нанесенные пальцами по глиняной поверхности), и многочисленные обряды и ритуалы, связанные с водной стихией, бытующие у ныне живущих охотников и собирателей. С появлением земледелия вода приобрела еще большее значение в жизни людей, чем и объясняется доминирование символа водной стихии в орнаменталистике неолита. В неолитическом искусстве в различных частях мира, как и в античной мифологии, запечатлевшей древнейшие представления людей о природе, водная стихия часто отождествляется с женским началом. В настенных росписях и керамике неолитических культур Евразии тесно переплетены мотивы дождя и материнского молока, а ритуальные чаши и вазы являлись обычной принадлежностью храмов, где отправлялся культ Великой богини-матери. Не только орнаменталистика ритуальных керамических сосудов джейтунской культуры, но и сама их форма, повторяющая контуры женской фигуры, дает основание считать, что почитание водной стихии в этой культуре было тесно связано с культом женского божества… Там же были обнаружены ритуальные фигурки женских божеств, которым поклонялись древние, с выраженными молочными железами и большими животами».