Асоциальность женщины?
Следствием естественного эгоцентризма женщины, как мы уже говорили, становится ее асоциальность. Как правило, это утверждение вызывает сильные возражения, поскольку, к примеру, склонность женщин к осторожным решениям часто делает их лучшими руководителями, чем мужчины, а в такой форме социальной активности, как посредничество и медиаторство (область практической психологии), они тоже действуют значительно эффективнее. Наконец, обращаясь к мифологии, мы обнаруживаем социальные функции у некоторых женских божеств.
Люди предпочли Афину Посейдону в качестве покровительницы города и государства (за что он обиделся и попытался ей отомстить[372]). А покровительницей семьи и дома у греков была Гестия. Предпочтение женских качеств мужским при выборе покровителя сначала кажется странным. Покровитель – это в первую очередь защитник, и он должен обладать силой для отражения внешних угроз. Но главная угроза любому сообществу исходит не извне, а изнутри. Совершенно справедливо отметил это Геродот (VIII: 3):
Распри в своем народе настолько же губительнее войны против внешнего врага, насколько война губительнее мира.
Через полтысячи лет ту же мысль, но в более поэтичной форме повторили евангелисты. Например, Матфей пишет (12:25):
Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Становится понятным выбор женщины, а не мужчины на роль покровителя, который должен быть в первую очередь не защитником, а медиатором.
Девственность социальных богинь означает их личное одиночество
Женщина гораздо лучше и эффективнее мужчины будет поддерживать равновесие между интересами членов семьи или государства, не допускать разрастания конфликтов, препятствовать самому их возникновению и не позволять, чтобы неизбежные противоречия интересов отдельных людей и группировок достигали опасного для сообщества уровня.
Но как примирить эту важнейшую социальную функцию женщины с имманентно присущим ей эгоцентризмом? Древние создатели мифов просто решили эту проблему: женщина-дева!
Причем девственность была не просто одним из свойств социальных богинь, а ключевой особенностью, определяющей их функцию. Парфенон в переводе с греческого означает «Дом Девы».
И Артемида, и Афина, и Гестия никогда не имели ни мужей, ни любовников. Не было у них, соответственно, и детей, поэтому они могли всю свою энергию тратить на интересы сообщества, к которому принадлежали.
У народов всего мира есть сказка о злой мачехе, от которой страдает падчерица. Но злая мачеха – не злой человек. Просто она заботится об интересах своих детей. Интересы заключаются в приоритетном доступе к ресурсам. Поскольку чужие дети составляют прямую конкуренцию собственным, они подлежат уничтожению.
Не только греки, но и римляне избрали покровительницей государства девственную богиню. Греческую Гестию они назвали Вестой, которая стала покровительницей и семьи, и всего государства. Во многих других религиях мы обнаруживаем среди верховных божеств не просто женское божество, а именно деву. Даже у кочевников-скифов была богиня, которую эллины отождествляли с Артемидой. Нам ближе всего, конечно, Пресвятая Дева. Богородица и Приснодева – этими двумя именами исчерпывается все каноническое учение о ней. Приснодева – вечная дева, т. е. она сохраняла невинность до рождения Иисуса, во время рождения и после него. Зачем и православная, и католическая церковь настаивают на том, что Богородица является и Приснодевой? Только потому, что люди так не могут? Но можно было бы описать какие-то другие проявления ее сверхчеловеческой сущности, например преображение, левитацию, трансмутацию, исцеление больных, воскрешение мертвых и прочие чудеса. Но Библия не сообщает больше ничего, кроме того, что она Приснодева.
Это качество необходимо, и его достаточно для утешения всех верующих. Ведь таким образом, несмотря на то что она имела сына, Богородица по-матерински заботится и обо всех верующих в нее. В Библии Богородица называется защитницей, заступницей, помощницей и посредницей.
В молитве к Спасителю уместно просить только о спасении души. Во всяком случае, – в первую очередь и главным образом. А со всеми нашими мелкими повседневными нуждами уместнее обращаться к Богородице.
Итак, противоречие между эгоцентризмом женщины как будущей матери и пластичностью и мягкостью ее поведения, что делает женщину потенциально отличным руководителем, устраняется допуском на социальные должности только девственниц. Так и было в России на границе XIX и XX вв. На государственную службу не принимали не только замужних женщин, но и вдов, так как у них могут быть дети и любовники. Наличие близких отвлекало бы женщину от выполнения ею должностных обязанностей. Одинокая женщина заботится только о себе, а собственное благополучие зависит только от ее карьерных успехов. Подобной логикой руководствовались и в некоторых восточных империях, в которых бюрократический аппарат формировали почти исключительно из евнухов. Современные женщины идут по узкой тропинке, стараясь быть хорошими женами и матерями и в то же время сделать карьеру. Пожелаем им успеха.
Другим интересным различием является большая влиятельность женщин. «Если дамы на твоей стороне, совершенно неважно, кто против тебя», – отметил Артур Конан Дойл. Отношение к Екатерине II, приехавшей в Россию в качестве дочери прусского генерал-майора, было поначалу холодно-пренебрежительным и даже презрительным. Вот как она описывает свое поведение, которое помогло изменить отношение общества к ней:
И в торжественных собраниях, и на простых сходбищах и вечеринках я подходила к старушкам, садилась подле них, спрашивала о их здоровье, советовала, какие употреблять им средства в случае болезни, терпеливо слушала бесконечные их рассказы о их юных летах, о нынешней скуке, о ветрености молодых людей; сама спрашивала их совета в разных делах и потом искренно их благодарила. Я знала, как зовут их мосек, болонок, попугаев, дур; знала, когда которая из этих барынь именинница. В этот день являлся к ней мой камердинер, поздравлял ее от моего имени и подносил цветы и плоды из ораниенбаумских оранжерей. Не прошло и двух лет, как самая жаркая хвала моему уму и сердцу послышалась со всех сторон и разнеслась по всей России. Самым простым и невинным образом составила я себе громкую славу и, когда зашла речь о занятии русского престола, очутилось на моей стороне значительное большинство.
Следствием естественного эгоцентризма женщины, как мы уже говорили, становится ее асоциальность. Как правило, это утверждение вызывает сильные возражения, поскольку, к примеру, склонность женщин к осторожным решениям часто делает их лучшими руководителями, чем мужчины, а в такой форме социальной активности, как посредничество и медиаторство (область практической психологии), они тоже действуют значительно эффективнее. Наконец, обращаясь к мифологии, мы обнаруживаем социальные функции у некоторых женских божеств.
Люди предпочли Афину Посейдону в качестве покровительницы города и государства (за что он обиделся и попытался ей отомстить[372]). А покровительницей семьи и дома у греков была Гестия. Предпочтение женских качеств мужским при выборе покровителя сначала кажется странным. Покровитель – это в первую очередь защитник, и он должен обладать силой для отражения внешних угроз. Но главная угроза любому сообществу исходит не извне, а изнутри. Совершенно справедливо отметил это Геродот (VIII: 3):
Распри в своем народе настолько же губительнее войны против внешнего врага, насколько война губительнее мира.
Через полтысячи лет ту же мысль, но в более поэтичной форме повторили евангелисты. Например, Матфей пишет (12:25):
Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Становится понятным выбор женщины, а не мужчины на роль покровителя, который должен быть в первую очередь не защитником, а медиатором.
Девственность социальных богинь означает их личное одиночество
Женщина гораздо лучше и эффективнее мужчины будет поддерживать равновесие между интересами членов семьи или государства, не допускать разрастания конфликтов, препятствовать самому их возникновению и не позволять, чтобы неизбежные противоречия интересов отдельных людей и группировок достигали опасного для сообщества уровня.
Но как примирить эту важнейшую социальную функцию женщины с имманентно присущим ей эгоцентризмом? Древние создатели мифов просто решили эту проблему: женщина-дева!
Причем девственность была не просто одним из свойств социальных богинь, а ключевой особенностью, определяющей их функцию. Парфенон в переводе с греческого означает «Дом Девы».
И Артемида, и Афина, и Гестия никогда не имели ни мужей, ни любовников. Не было у них, соответственно, и детей, поэтому они могли всю свою энергию тратить на интересы сообщества, к которому принадлежали.
У народов всего мира есть сказка о злой мачехе, от которой страдает падчерица. Но злая мачеха – не злой человек. Просто она заботится об интересах своих детей. Интересы заключаются в приоритетном доступе к ресурсам. Поскольку чужие дети составляют прямую конкуренцию собственным, они подлежат уничтожению.
Не только греки, но и римляне избрали покровительницей государства девственную богиню. Греческую Гестию они назвали Вестой, которая стала покровительницей и семьи, и всего государства. Во многих других религиях мы обнаруживаем среди верховных божеств не просто женское божество, а именно деву. Даже у кочевников-скифов была богиня, которую эллины отождествляли с Артемидой. Нам ближе всего, конечно, Пресвятая Дева. Богородица и Приснодева – этими двумя именами исчерпывается все каноническое учение о ней. Приснодева – вечная дева, т. е. она сохраняла невинность до рождения Иисуса, во время рождения и после него. Зачем и православная, и католическая церковь настаивают на том, что Богородица является и Приснодевой? Только потому, что люди так не могут? Но можно было бы описать какие-то другие проявления ее сверхчеловеческой сущности, например преображение, левитацию, трансмутацию, исцеление больных, воскрешение мертвых и прочие чудеса. Но Библия не сообщает больше ничего, кроме того, что она Приснодева.
Это качество необходимо, и его достаточно для утешения всех верующих. Ведь таким образом, несмотря на то что она имела сына, Богородица по-матерински заботится и обо всех верующих в нее. В Библии Богородица называется защитницей, заступницей, помощницей и посредницей.
В молитве к Спасителю уместно просить только о спасении души. Во всяком случае, – в первую очередь и главным образом. А со всеми нашими мелкими повседневными нуждами уместнее обращаться к Богородице.
Итак, противоречие между эгоцентризмом женщины как будущей матери и пластичностью и мягкостью ее поведения, что делает женщину потенциально отличным руководителем, устраняется допуском на социальные должности только девственниц. Так и было в России на границе XIX и XX вв. На государственную службу не принимали не только замужних женщин, но и вдов, так как у них могут быть дети и любовники. Наличие близких отвлекало бы женщину от выполнения ею должностных обязанностей. Одинокая женщина заботится только о себе, а собственное благополучие зависит только от ее карьерных успехов. Подобной логикой руководствовались и в некоторых восточных империях, в которых бюрократический аппарат формировали почти исключительно из евнухов. Современные женщины идут по узкой тропинке, стараясь быть хорошими женами и матерями и в то же время сделать карьеру. Пожелаем им успеха.
Другим интересным различием является большая влиятельность женщин. «Если дамы на твоей стороне, совершенно неважно, кто против тебя», – отметил Артур Конан Дойл. Отношение к Екатерине II, приехавшей в Россию в качестве дочери прусского генерал-майора, было поначалу холодно-пренебрежительным и даже презрительным. Вот как она описывает свое поведение, которое помогло изменить отношение общества к ней:
И в торжественных собраниях, и на простых сходбищах и вечеринках я подходила к старушкам, садилась подле них, спрашивала о их здоровье, советовала, какие употреблять им средства в случае болезни, терпеливо слушала бесконечные их рассказы о их юных летах, о нынешней скуке, о ветрености молодых людей; сама спрашивала их совета в разных делах и потом искренно их благодарила. Я знала, как зовут их мосек, болонок, попугаев, дур; знала, когда которая из этих барынь именинница. В этот день являлся к ней мой камердинер, поздравлял ее от моего имени и подносил цветы и плоды из ораниенбаумских оранжерей. Не прошло и двух лет, как самая жаркая хвала моему уму и сердцу послышалась со всех сторон и разнеслась по всей России. Самым простым и невинным образом составила я себе громкую славу и, когда зашла речь о занятии русского престола, очутилось на моей стороне значительное большинство.