Bella donna женский форум

Bella donna. Женский форум.

Форумы-наши партнёры:

AruNa Обитель Чёрной КоролевыBANAFRITЭрешкигаль
Последние темы
» Мята - идеальный помощник для вашей красоты.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Май 07, 2019 7:19 am автор Kassandra

» Знаменитый крем Клеопатры.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Май 07, 2019 7:12 am автор Kassandra

» Рецепт растишки для ресниц.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Май 07, 2019 7:05 am автор Kassandra

» Советы по уходу за ножками.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Май 07, 2019 6:49 am автор Kassandra

» Секреты визажиста на 2019 год
Агрессивное поведение. _ao10Сб Май 04, 2019 3:54 pm автор Lucie

» Луна и здоровье в 2019 году
Агрессивное поведение. _ao10Сб Май 04, 2019 3:22 pm автор Lucie

» Рукоделие и суеверие.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Апр 30, 2019 10:38 pm автор Katarina

» Вышивка для страсти
Агрессивное поведение. _ao10Вт Апр 30, 2019 6:53 pm автор Lucie

» Луна и домашнее хозяйство в 2019 году
Агрессивное поведение. _ao10Вт Апр 30, 2019 6:33 pm автор Lucie

» Лечебные свойства клюквы
Агрессивное поведение. _ao10Вт Апр 09, 2019 10:34 pm автор Lucie

» Кто вы по календарю Майя
Агрессивное поведение. _ao10Вс Фев 24, 2019 1:32 am автор Lucie

» Какая греческая богиня соответствует вашему знаку Зодиака?
Агрессивное поведение. _ao10Чт Фев 21, 2019 3:32 am автор Katarina

» Чайный гороскоп.
Агрессивное поведение. _ao10Ср Фев 20, 2019 11:44 pm автор Katarina

» Простые шаги к счастью
Агрессивное поведение. _ao10Вт Фев 19, 2019 11:35 pm автор Lucie

» Целебная яичная скорлупа
Агрессивное поведение. _ao10Вт Фев 19, 2019 9:16 pm автор Lucie

» Маски для сухих и поврежденных волос
Агрессивное поведение. _ao10Пн Фев 18, 2019 11:20 am автор Lucie

» Женщины древности
Агрессивное поведение. _ao10Пн Фев 18, 2019 10:56 am автор Lucie

» Избавление от женских болезней
Агрессивное поведение. _ao10Вс Фев 10, 2019 1:25 pm автор Lucie

» Облепиха подарит молодость
Агрессивное поведение. _ao10Вс Фев 10, 2019 12:58 am автор Lucie

» Обряд против курения
Агрессивное поведение. _ao10Вс Фев 10, 2019 12:45 am автор Lucie

» Энергетические особенности знаков Зодиака
Агрессивное поведение. _ao10Ср Фев 06, 2019 6:00 pm автор Lucie

» Древние обряды через призму фитотерапии
Агрессивное поведение. _ao10Ср Фев 06, 2019 5:25 pm автор Lucie

» Рецепты красоты с миндальным маслом
Агрессивное поведение. _ao10Сб Янв 19, 2019 9:17 pm автор Lucie

» Астрологические прогнозы для всех Знаков Зодиака на 2019 год – Ведьмовской взгляд в Будущее.
Агрессивное поведение. _ao10Чт Янв 17, 2019 2:07 pm автор Katarina

» Лавровый лист в магии
Агрессивное поведение. _ao10Вс Янв 06, 2019 11:42 pm автор Lucie

» Заговор на мед
Агрессивное поведение. _ao10Вс Янв 06, 2019 11:25 pm автор Lucie

» Гадание на суженого
Агрессивное поведение. _ao10Вт Янв 01, 2019 10:05 pm автор Lucie

» Тибетский Тест.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 10:32 pm автор MLove

» ВЫБЕРИ своё колечко и узнай, какая ты женщина!
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 10:17 pm автор MLove

» Советы Гурджиева своей дочери.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 8:42 pm автор MLove

» Астрология и биоритмы.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 8:27 pm автор MLove

» Загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал придворное общество.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 8:09 pm автор MLove

» Гадания на бобах.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 8:01 pm автор MLove

» Самые знаменитые пророчества графа Калиостро.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 7:55 pm автор MLove

» Что могут рассказать о нас движения наших глаз.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 7:46 pm автор MLove

» Ясновидение. Получение Знания.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 7:18 pm автор MLove

» Фавн.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 7:01 pm автор MLove

» Активация интуиции.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 6:54 pm автор MLove

» Гадание на будущее по Кругу Нострадамуса.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 6:50 pm автор MLove

» 10 Рождественских Гаданий.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 6:38 pm автор MLove

» Десять главных предсказаний Нострадамуса на 2019 год.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 6:23 pm автор MLove

» Цветы по знакам Зодиака.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 11:49 am автор Kassandra

» Ароматы по знакам Зодиака.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 11:33 am автор Kassandra

» Cекреты египетской царицы Клеопатры.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 11:04 am автор Kassandra

» Красота и здоровье женщины. Самые распространенные мифы.
Агрессивное поведение. _ao10Вт Дек 18, 2018 10:35 am автор Kassandra

» Мятные секреты красоты на каждый день.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 3:30 am автор Kassandra

» Фен - шуй в твоей косметичке.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 3:25 am автор Kassandra

» Секреты красоты женщин Древнего Египта.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 3:18 am автор Kassandra

» Ведические секреты красоты.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 3:09 am автор Kassandra

» Красота по - индийски: в гармонии с природой.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 3:03 am автор Kassandra

» Ароматы сексуальности: секреты древней красоты...
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 1:21 am автор Kassandra

» Секреты настоящей женской красоты.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 1:13 am автор Kassandra

» Аромат - магическая субстанция.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 12:39 am автор Kassandra

» Как повышать лунную энергию женщинам?
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 17, 2018 12:09 am автор Kassandra

» Женственность.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 11:36 pm автор Kassandra

» Семь забытых секретов женской силы.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 11:25 pm автор Kassandra

» Самые странные и необычные секреты женской красоты.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 11:14 pm автор Kassandra

» 25 главных врагов женственности.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 10:57 pm автор Kassandra

» Секреты женской красоты в Ведах.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 10:50 pm автор Kassandra

» Ведические секреты для женщин.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 10:47 pm автор Kassandra

» Медитация "Прощение".
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 10:34 pm автор Kassandra

» Тайны 10 великих женщин.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 10:22 pm автор Kassandra

»  Маленькие магические секреты женской красоты и молодости.
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 10:00 pm автор Kassandra

» Вкусненькое без вреда для фигуры
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 3:47 pm автор Lucie

» Успокоить аритмию
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 3:40 pm автор Lucie

» Сила добрых мыслей
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 3:33 pm автор Lucie

» Избавиться от дефектов кожи
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 3:21 pm автор Lucie

» Мантра красоты
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 3:11 pm автор Lucie

» Составить свой травяной сбор для снижения веса
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 12:44 am автор Lucie

» Травяные сборы для стройности
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 12:32 am автор Lucie

» Эфирные масла на все случаи жизни
Агрессивное поведение. _ao10Вс Дек 16, 2018 12:11 am автор Lucie

» Ароматы для любви и страсти
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 11:57 pm автор Lucie

» Ароматерапия - оздоровление души и тела
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 11:40 pm автор Lucie

» Лучшие эфирные масла для роста волос
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 11:22 pm автор Lucie

» Обереги для кухни
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 11:02 pm автор Lucie

»  Крахмал против морщин. Эффект не хуже, чем от уколов!
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 5:53 am автор Katarina

» Алоэ в ампулах для лица — как готовить с ним домашние косметические средства.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 5:43 am автор Katarina

» Убираем дряблость кожи: натуральные средства для повышения эластичности кожи.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 5:23 am автор Katarina

» Смесь из молотого кофе чтобы убрать отёчность под глазами.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 5:06 am автор Katarina

» Эффективный крем от морщин под глазами в домашних условиях.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 4:57 am автор Katarina

» Сильная маска от морщин и провисания кожи лица. Супер эффект за 10 минут.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 4:52 am автор Katarina

» Крем "Лебяжий пух" для ослепительной кожи.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 4:48 am автор Katarina

» Домашнее омоложение: потрясающая золотая маска для лица.
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 4:18 am автор Katarina

» Чудо-мазь грузинских знахарей...
Агрессивное поведение. _ao10Сб Дек 15, 2018 4:01 am автор Katarina

» Польза и вред травяных чаёв.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 10, 2018 3:00 am автор Katarina

» Душица обыкновенная или орегано.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 10, 2018 2:04 am автор Katarina

» Кто базилик жуёт, тот долго живёт.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 10, 2018 1:45 am автор Katarina

» Свойства и польза пряных специй и трав.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 10, 2018 1:33 am автор Katarina

» Трава тархун - лечебные свойства и противопоказания.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 10, 2018 1:19 am автор Katarina

» Анна из Киева - королева Франции.
Агрессивное поведение. _ao10Пн Дек 10, 2018 12:51 am автор Katarina

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (33) здесь было Сб Ноя 24, 2018 10:59 pm

La Lune

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Агрессивное поведение.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Агрессивное поведение. Empty Агрессивное поведение. в Чт Май 18, 2017 1:16 pm

Katarina

Katarina
Администратор, владелица форума
Администратор, владелица форума
Агрессивное поведение.

Агрессия и агрессивное поведение. Условия формирования агрессивного поведения личности. Агрессия и делинквентное поведение.

Агрессия и агрессивное поведение.

В первых двух частях настоящего пособия была представлена общая характеристика отклоняющегося поведения личности. Данный раздел содержит описание отдельных его видов.

Знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы могли наглядно убедиться в многообразии их проявлений. Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность — разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже — к прерыванию самой жизни.

Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. И хотя, на наш взгляд, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности — большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними [9, с. 9]. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [2, с. 31]. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [1, с. 8].

Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти — стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. О.Кернберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания.

Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо — сексуального влечения в широком смысле. Известно, что в поздних теоретических работах З. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными (изначально враждебно-деструктивными) или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремлений (например, к самоутверждению).

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий — индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т. е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

— тенденцию к разрушению;

— направленность на причинение вреда окружающим людям;

— склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [2, с. 26]. Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

http://belladonna2017.forum2x2.ru

2Агрессивное поведение. Empty Re: Агрессивное поведение. в Чт Май 18, 2017 1:21 pm

Katarina

Katarina
Администратор, владелица форума
Администратор, владелица форума
Условия формирования агрессивного поведения личности.

Мы исходим из гипотезы, что агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т. п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» — импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа — «они предатели… мы должны защищать своих… мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущественно их индивидуальными особенностями. В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Можно говорить об особой категории людей — экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты, в свою очередь, отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые в силу слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному проявлению агрессии, вторые — способны длительно воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Как известно, под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.

Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, — то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) — косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М.Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами — агрессивные фантазии — отождествление себя с персонажем — усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей — повторение агрессивных действий — использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях — подкрепление — агрессивные привычки — неразвитые социальные и учебные умения — фрустрация — чрезмерный просмотр телепередач — и т. д.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

http://belladonna2017.forum2x2.ru

3Агрессивное поведение. Empty Re: Агрессивное поведение. в Чт Май 18, 2017 1:24 pm

Katarina

Katarina
Администратор, владелица форума
Администратор, владелица форума
В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется совокупностью внутренних и внешних условий. Реакции людей на сцены насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях — восхищение или стремление подражать. Тем не менее негативное влияние СМИ на развитие детей и подростков вызывает справедливые опасения и требует специального изучения.

В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например выражая гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

А. Бандура и Р. Уолтерс посвятили изучению данного «семейного» вопроса специальное исследование и получили следующие данные. Родители агрессивных мальчиков предъявляли меньшие требования к достижениям детей в сравнение с родителями контрольной группы (без агрессивного поведения) и меньше ограничивали их в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опирались на методы принуждения, в то время как в контрольной группе шире использовались методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков характеризовались резкостью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери — нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицировались со своими отцами, они чаще отвечали им критичным и враждебным отношением, чем подростки из контрольной группы. Все это, по мнению исследователей, затрудняло усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.

Изучая связь между социализацией подростков и их семейными условиями, А. Бандура и Р. Уолтерс выделили три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов, семья должна создать минимальные условия эффективной социализации. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Следует уточнить, что в рассмотренных выше экспериментах участвовали преимущественно мальчики. Большинство же исследователей отмечают различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов, девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении.

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач вообще.

http://belladonna2017.forum2x2.ru

4Агрессивное поведение. Empty Re: Агрессивное поведение. в Чт Май 18, 2017 1:28 pm

Katarina

Katarina
Администратор, владелица форума
Администратор, владелица форума
Агрессия и делинквентное поведение.

Кажется очевидным тот факт, что агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т. е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством.

Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы — все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к противозаконным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Такой правонарушитель склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или интеллектуального снижения. Отдельную (немногочисленную) группу правонарушителей составляют также те психотические больные, болезненное состояние которых сопровождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано с их устойчивой антиобщественной направленностью).

На практике, например для определения меры ответственности и вида наказания, важно различать патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими. Патологическая же агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой. Можно выделить следующие признаки патологических изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием сверхценных идей мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия, главным признаком которой являются нарушения в сфере влечений, проявляющиеся, в частности, в переживании положительных эмоций при причинении физической боли или нравственных страданий другому человеку. Например, в случае патологической агрессии обычное критическое замечание может спровоцировать такой уровень злобы, при котором нарушается сознание, и человек, не помня себя, совершает убийство.

Особый случай агрессивности представляют серийные и внешне почти не мотивированные противоправные действия. По мнению Э.Фромма, они носят характер злобной разрушительности и садистской жестокости, возникают внезапно и неожиданно для окружающих и близких людей. Такая форма агрессии, по мнению автора, не имеет явных биологических или экономических причин и составляет реальную проблему человечества.

Стремясь ответить на вопрос о природе противоправной агрессии, А.Бандура и Р.Уолтерс исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По мнению авторов, подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома). Авторы предполагают, что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности.

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Тем не менее в условиях жестко регламентированного внешнего контроля (заключения) они нередко чувствуют себя комфортно, порой даже более, чем на свободе.

Тот факт, что несмотря на повторные и серьезные наказания агрессивное антисоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не способен учиться на опыте. Возможно это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком или не наступает вовсе. Уверенность в том, что агрессия (преступление) останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения.

Таким образом, агрессивность и делинквентность оказываются тесно связаны. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях — общества, семьи и малых групп, самой личности.

К сожалению, никакое общество не свободно от проявлений насилия. Более того, история знает немало примеров, когда само государство выступало инициатором преступных деяний. Преступлениями против человечества признаны последствия политики ряда государств: уничтожение миллионов евреев фашистами, сталинские репрессии и депортации, массовые убийства армян турками, чеченская война.

Мы рассмотрели лишь некоторые стороны агрессии и агрессивного поведения, предваряя описание конкретных видов девиантного поведения.

Завершая данную тему, следует еще раз подчеркнуть, что агрессия (наряду с любовью) присутствует в самых разнообразных формах человеческого существования. Все основные виды отклоняющегося поведения личности — делинквентное, зависимое и суицидальное, — безусловно, можно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий — вовне или вовнутрь).

Змановская Е.

http://belladonna2017.forum2x2.ru

Спонсируемый контент

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения